Мы продолжаем листать удивительные и вместе с тем трагические страницы Второй Мировой войны 1941-1945 года. Сегодня наша галерея вобрала в себя архивные фотографии сбитых немецких самолётов Messerschmitt Bf 109 и Bf 110. Перед нами подлинная история в черно-белых фотографиях с описанием легендарных моделей немецкой военной авиации.

Messerschmitt Bf 109 — один из основных истребителей Третьего рейха
Messerschmitt Bf 109 разработан в середине 1930-х годов компанией Bayerische Flugzeugwerke (BFW) под руководством Вилли Мессершмитта. Первый полёт 28 мая 1935 года (прототип Bf 109V1), а в 1937 году истребитель принят на вооружение.
Один из самых массовых истребителей в истории — построено более 33 000 экземпляров. Состоял на вооружении многих стран даже после войны (Чехословакия, Израиль, Финляндия). Символ немецкой авиации Второй мировой, но к 1944–1945 годам устарел и проигрывал новым Allied истребителям.
Основные модификации
Bf 109B/C/D – ранние версии с двигателями Jumo 210 (участвовали в Гражданской войне в Испании в составе легиона «Кондор»).
Bf 109E («Эмиль») – основной истребитель начала Второй мировой войны (двигатель DB 601, усиленное вооружение).
Bf 109F («Фридрих») – улучшенная аэродинамика, более мощный DB 601E (1941 г.).
Bf 109G («Густав») – массовая модель с двигателем DB 605 (1942 г.), усиленным вооружением, но ухудшенной манёвренностью.
Bf 109K («Курфюрст») – последняя серийная версия (1944 г.), оптимизированная для борьбы с союзными истребителями.

Боевое применение
Активно использовался в Битве за Британию (1940), на Восточном фронте против СССР, в Северной Африке и в ПВО Рейха. Был основным истребителем Люфтваффе наряду с Fw 190. Пилоты-асы (Эрих Хартманн, Герхард Баркхорн и др.) добивались на Bf 109 рекордных результатов.
Технические особенности
Двигатель: Daimler-Benz DB 601/605 (на поздних моделях).
Вооружение: 20-мм пушки MG 151/20, 13-мм пулемёты MG 131.
Скорость: до 640–700 км/ч (в зависимости от модификации).
Маневренность: хорошая на малых высотах, но уступала некоторым противникам (например, советскому Як-3).
Отчёты и архивные данные по безвозвратным потерям Messerschmitt Bf 109
Точное количество сбитых Messerschmitt Bf 109 в 1941–1945 годах установить сложно из-за противоречивых данных в немецких и союзных источниках. Однако можно привести ориентировочные оценки на основе исследований историков авиации. Безвозвратные потери за всю войну – ~20 000–22 000 (включая небоевые). Около 60–70% от общего числа Bf 109 было потеряно в 1941–1945 гг.
По немецким архивным данным (отчёты Люфтваффе, Jägerblatt)
За 1941–1945 безвозвратные потери (уничтоженные и списанные) Bf 109 составили около 12 000–14 000 самолётов. Из них не менее 7 000–8 000 были сбиты в боях (остальные – аварии, небоевые потери, уничтожены на земле).
По советским данным (отчёты ВВС РККА)
На Восточном фронте в 1941–1945 гг. заявлено около 9 000–11 000 побед над Bf 109 (реальные потери немцев были ниже из-за завышения). Историки (например, Д. Хазанов) оценивают реальные потери Bf 109 на Востоке в 5 000–6 000 сбитых.
По данным западных союзников
На Западном фронте (1943–1945) сбито примерно 2 500–3 000 Bf 109. В Северной Африке (1941–1943) – ещё 400–600.
Архивные фотографии сбитых немецких истребителей Messerschmitt Bf 109































































Messerschmitt Bf 110 тяжёлый истребитель Третьего рейха
Разработан фирмой Messerschmitt AG в середине 1930-х годов как «Zerstörer» («разрушитель») – дальний тяжелый истребитель сопровождения. Первый полёт прототипа Bf 110V1 состоялся 12 мая 1936 года. Принят на вооружение Люфтваффе в 1939 году, считался перспективной машиной.
Конструкция
Тип: двухмоторный двухкилевой моноплан с экипажем 2–3 человека.
Двигатели: ранние версии – DB 601A (1 100 л.с.), поздние – DB 605B (1 475 л.с.).
Скорость: до 560 км/ч (Bf 110G).
Вооружение
2 × 20-мм пушки MG FF/M (позже MG 151/20).
4 × 7,92-мм пулемёта MG 17 в носу.
1 × 7,92-мм MG 15 или MG 81Z для защиты сзади.
Основные модификации
Bf 110C – основная модель начала войны (1939–1940).
Bf 110D – увеличенная дальность (использовался в Норвегии и над морем).
Bf 110E/F – усиленная броня и двигатели (1941–1942).
Bf 110G – самая массовая версия (1942–1945) с мощным вооружением.
Bf 110G-4 – ночной истребитель с радаром FuG 202/212/220.

Боевое применение
1939–1940: Успехи в Польше и Франции, где слабое сопротивление истребителей позволяло действовать эффективно.
1940 (Битва за Британию): Потерпел фиаско против Spitfire и Hurricane – слишком тяжёлый и манёвренный. Снят с дневных операций.
1941–1945 переквалифицирован в ночной истребитель (основная роль) – с радарами и «Schräge Musik» (пушки, стреляющие вверх). Также штурмовик (против наземных целей) и еще одна роль в качестве разведчика на некоторых операциях.
Лучшие ночные асы на Bf 110
Хайнц-Вольфганг Шнауфер (121 победа), Гельмут Лент (110 побед).
Недостатки
Слабая манёвренность против одномоторных истребителей.
Уязвимость без прикрытия.
Достоинства
Мощное вооружение.
Хорошая дальность.
Эффективность как ночного истребителя.
Выпуск
Ориентировочно 6 150 единиц (1936–1945).
Тяжёлый истребитель Третьего рейха Bf 110 оказался неудачным дневным истребителем, но стал одним из лучших ночных истребителей Второй мировой, особенно в ПВО Рейха.
Архивные фотографии сбитых немецких истребителей Messerschmitt Bf 110













Добавить комментарий